вторник, 15 мая 2012 г.

Пишем светом против солнца

Говорят, что против солнца фотографировать нельзя, что яркий свет засветить плёнку (яркость снимка будет слишком высока на цифровом фото и практически не будет видно теней и полутеней, фото будет делиться на яркие светлые и темные пятна). Но это не правда. Свет, это инструмент нашего творчества и можем заставить его служить нам так, как подсказывает нам наша творческая душа.

Фотография объекта, за которым расположен мощный источник света называется контровый свет. Фотографы рекомендуют использовать дополительную подсветку лица, но не во всех фотографиях это уместно.

Еще в юношеские годы я заметила такую особенность яркого солнца или света создавать ареал, создавая ощущения золотистости в оттенка окружающих предметов. Одной из моих первых работ против солнца и оказалась фотографию лучшей подруги.
Сделана фотография на фотоаппарат зенит, объективом гелиос 44. Чувствительность плёнки 400 единиц (отсюда большая зернистость на лице), выдержка была выставлена 1/30, диафрагма открыта на максимум (F 2).  Фотоаппарат располагался к солнцу так, что его прямые лучи не попадали в объектив, их перекрывала голова объекта съемки,причём лучи были не прямые,а под углом. Как видно из фото ракурс взят из положения, когда фотограф приседает сантиметров на 20 от уровня глаз объекта. Расстояние до объекта около метра-70 сантиметров. Диафрагма была максимально открытая, и граница глубины резкости была настроена на глаза объекта, что позволило не только размыть задний фон, но и прорисовать черты лица снимаемого объекта. Последний эффект конечно был возможен в совокупности с длительной выдержкой. 

При фотографировании против солнца также важно было учесть то обстоятельство, под каким углом его лучи касались поверхности земли.  В данном случаи это было 1 октября около 3х часов дня. Освещенность земной поверхности в средней полосе России в октябре составляет около 19 500 люксов (люкс - единица освещенности), что в июне бывает только около 7 часов вечера. Погода была безоблачная, но не маловажным фактором было и то, что листва деревьев, через которую проходил свет, несколько сдерживала его интенсивность.

Результат превзошел все мои даже самые смелые ожидания.





По прошествии времени захотелось повторить эффект. Объект съемки остался тем же, но интервал между фактами составил  около 5 лет. Время года - позднее лето. Время съемки 3-4 часа по полудню. Однако в это время освещенность была значительно выше около 50 000  люксов, а также не сильно была рассеяна листами деревьев, практически на объект падали прямые лучи солнца на два часа от фотографа, так что объектив приходилось прикрывать рукой от попадания в него еще и косых солнечных лучей. Фотографировать на 12 часов, как в прошлый раз не получилось, так как в объектив сильно било солнце и отрегулировать яркость посредством диафрагмы не получалось. Кроме того фото было сделано на цифровую мыльницу и рассеянный отраженный свет все равно попал через пластиковые линзы на матрицу.



Лишь доработка в фото редакторе дала более менее что-то похожее на ожидаемый результат, тот результат, который фотограф видел во время съемки. Естественно, что все параметры были на цифровой мыльнице по возможности выставленные в ручном режиме. Автоматика с таким ракурсом съемки просто не справлялась, кадры получались страшно засвеченными.






2 комментария: