среда, 30 мая 2012 г.

Путешествие в прошлое через желтые листы старинной книги...

Вы когда-нибудь держали историю в руках?

А я сегодня держу... Великое изобретение человечество - СВЕТОПИСЬ. Все им увлекаются рано или поздно, но не все становяться профессионалами.
Одна моя знакомая принесла мне замечательную книгу сегодня "Фотографицеские рецепты и таблицы", написанныая самим Ю.К. Лаубертом.
Шелест старых страниц, не сравненный запах их помогли мне совершить путешествие в прошлое... Настоящая машина времени!
Зелененькая книжечка в протертом по корешку и краям переплете с чуть заметным рисунком на обложке. Вы бы выкинули такую книжечку или всё же заглянули внутрь?

А я заглянула. Восторгу не было конца. На первом фарзаце читаю: 
"Поставщики Двора Его Императорскаго Величества. Товарищество на паяхъ. Ф. Iохимъ и Ко. Фирма основана в 1860 году." Реклама начала ХХ века, а фотоаппарат на рекламе нарисован как тот, что мой дедушка с войны принёс. безумно интересно.
Читаю дальше, издательство Т-ва И.Д. Сытина, Пятницкая улица, свой домъ. Москва - 1916 год. Значит книга издана на третий год Первой мировой войны. Это второе издание и в предисловии Лаубертъ пишет, что первое издание разошлось за год, позволило ему думать, что книга действительно отчвечает своему назначению.
Я так полагаю интерес к данному справочнику, выполненному в карманном варианте дал возможность брать его с собой и работать в походных условиях фотографам. С начала войны работы у них явно прибавилось. Ведь война даёт возможность съемки репортажной - для газет и журналов. И в то же время востребована и портретная съекмка, ведь для многих, идущих на войну солдат и офицеров, такой снимок мог быть последним...

О чём книга и кто такой Лауберт Ю.К. Про Лауберта я напишу отдельную статью, а сейчас хочу поведать скорее вам, о чём же эта маленькая книжеци и чем она так вызвала мой интерес взростив его до гиперформы))).

Основная часть книги посвящена рецептам и советам по проявки и обработки фотографий различными химическими элементами, в том числе целый раздел посвящён рецептам по созданию Цветной фотографии! И это в начале ХХ века. Фантастика, подумала я, но прочитав как автор предлагает выдерживать в разных проявителях и фильтрах один и тот же негатив, а потом позитив, поняла, что Лауберт серьёзен, как никогда. Конечно, вопросы химии сегодня простому фотографу не так интересны, это сокрее будет интересно фотографам самого высокого пилотажа, которые даже плёнке, предпочитают фотографировании на пластинах. Но эти люди гении и мне до них - как до звёзд.

Большой интерес у меня вызвала не рецептурная часть книги, а то, что посвященно объективам, экспозиции и приложения...
Лауберт Ю.К. предлагает конкретные рекомендации по испытанию новых объективов, чтобы проверить их возможность в глубине резкости, светосиле и фокусы. Из предлагаемых вариантов мне понравилось испытание объектива относительно сферической аберрации. Обычно сферическая абберация выражена тем, что лучи, проходящие через центр линзы, прелоляются слабее, чем проходчщие через края, вследствие чего нельзя получить резкости по всей поверхности изображения. Знакомо? Мне вполне. Так я мучаюсь с пластинковым объективами мыльниц и всегда вспоминаю тогда родной гелиос.
Чтобы проверить таки объектив на аббрецию, необходимо взять посеребрянный внутри шарик и при прямом солнечном освещении навести на него резкость на значительном расстоянии. На матовом стекле шарика мы дожны увидеть точкообразное светящееся изображение солнца, отраженное шариком. Изображение должно быть совершенно точкообразным, пишет Лауберт Ю.К. на четвертой странице. Если же вокруг изображение есть свечение, то это значит, что объектив недостаточно исправлен относительно сферической аберации. Отккоректировать такое нарушение можно лишь уменьшив размер диафрагмы, говоря старинным языком диафрагмировать объектив, но тогда мы потеряем светосилу объектива, что не всегда нам сподручно.

Так же предлагается автором значительно большие  таблицы для расчета экспозиции отностиельно чувствительности пленки, времени экспозии, времени года или освещения. Только подумать, а сейчас экспозицию автоматика делает за считанные секунды. Правда я привыкла больше полагаться на интуицию и такие вот таблицы.  Самым лучшем калькулятором экспозиции для меня всегда был встроенные в Зенит-Е световой экспонометр. Наверное "трудное детство" с пленочными фотоаппаратми даёт о себе знать. Ведь тогда больше полагалась на свои теоретические знания. Всея экспозиция на моих фотографиях в германии была выстраена на теоретических знаниях. Экспонометр на зените, тоже ведь ошибался.))) Так что обнаружить "исторические" таблицы было очень интересно!

Кульминацией моего знакомства с книгой было в приложении. Там говорить об утверждении закона об аторском праве!
15 мая 1911 года последовалао Высочайшее утверждение, одобреннаго Государственным Советом и Госдуарсвенною Думою, закона об авторском праве.. Голова шестая сея Положения посвящена авторскогому праву на фотографическия производения (ст.59-64) и гласит следующее:
59. Фотографу принадлежит исключительно право повторения, размножения и издания фотографическаго произведения свтописным, механическим, химическим или иным подобным способом. В отношении портретов и других фотографических произведений, исполненных по заказу, авторское право приналежит лицу, сделавшему заказ.
60. Для сохранения за фотографом авторского права на фотографическия изображения требуется означение на каждом экземляре:
1) Фирмы или имени, фамилии и иместа жительства фотографа, или издателя фотографии
2) годы выпуска в свет фотографического произведения.
61. Авторское право на фотографические произведения ограничивается десятью годами со времини появления в свет произведения. (...)
62. Не признается нарушением авторскаго права на фотографически произведения:
1) снятие копии для личнаго употребления;
2) помещение произведения на публичной выставке;
3) воспроизведение его в самосточтельном научном изследовании или же в книге, предначначенной для учебных целей и притом исключетльно для пояснения текста, и
4) воспроизведение его, хотя бы целиком, в изделиях промышленности заводской, фабричнои и ремесленной."

не правда ли актуальные оговорки для распространения фотографий в сети интернет). Мне думается, что слеудет автором закона об авторском праве задуматься о том, что же раньше говорили по этому вопросу великие умы, а не сочинять бездарную и бездушную программу типа "ПЛАГИАТ", которая видит оный даже в союзах и междометиях!

А еще в книги мне понравился журнал съемки. Хорошая идея. Как человек, решивший сделать фотографию своей профессией, журнал такой очень даже пригодиться для обучения и дальнейшего своего роста. Вот только откорретировать его надо под наш век).

Вот такой интересный получился у меня  экскурс в прошлое, можно сказать полёт в прошлое на машине времени).




Комментариев нет:

Отправить комментарий